Как общаться с трудными людьми

Есть люди, общаться с которыми легко и приятно, и таких все любят. С другими (их большинство) общение складывается по-разному, в зависимости от обстоятельств: «хорошо» или «терпимо».

А есть люди «трудные»: общаться с ними тяжело, разговор довольно быстро переходит в конфликт и приводит к стрессам. На современном молодежном жаргоне о таких говорят: «мозг выносит». У всех нас есть такие «трудные» знакомые, и чаще всего мы не можем с ними распрощаться сразу и навсегда, потому что связаны личными отношениями: это могут быть коллеги по работе, родственники, соседи…

Как же, не разрывая отношений, минимизировать ущерб для собственной нервной системы? Тут нужно сделать две вещи: определить тип вашего невыносимого собеседника и применить некоторые способы его «нейтрализации».

Классификацию «трудных» людей придумал американский психолог Р. М. Бремсон. Он же разделил их на две категории – активные и пассивные.

Активные «трудные» люди:

1. Агрессивные:

— «Паровой каток» или «танк». Это человек грубый, бесцеремонный, действующий напористо и яростно. Эта манера общения для него настолько естественна и привычна, что если вы покажете, что обиделись, он может искренне удивиться.

Его агрессия чаще всего не направлена лично на вас – он просто не привык вести себя иначе (конечно, вам от этого не легче). Он считает, что все и всегда должны сразу уступать ему дорогу. Возражения сразу приводят его в ярость, он видит в них «унижение» и «подрыв своего авторитета».

— «Снайпер», или скрытый агрессор. Любит говорить колкости, иронизировать к месту и не к месту, издеваться, плести закулисные интриги. Он часто считает себя тайным мстителем, восстанавливающим справедливость, так как не имеет достаточно власти, чтобы действовать открыто.

— «Сердитый ребенок». Он совсем не злой по натуре, но выдает вспышку гнева и агрессии всякий раз, когда напуган и чувствует себя беспомощным. Например, если начальник шумит по поводу и без повода: возможно, это происходит именно тогда, когда шеф чувствует, что теряет контроль над ситуацией.

2. Всезнайки, убежденные в своем превосходстве над другими.  Они либо как бульдозеры расталкивают всех на своем пути, либо надуты, как пузыри, и переполнены сознанием своей сверхосведомленности и значимости.

3. Максималисты, настаивающие на своем до конца и требующие «всего и сразу», даже когда в этом нет необходимости.

Пассивные «трудные люди»

Жалобщики: они обвиняют судьбу и сетуют на обстоятельства вместо того, чтобы действовать.

Молчуны: своим молчанием они выводят из себя других людей.

Сверхпокладистые: они всегда говорят «да» и обещают поддержку: но в решающий момент стараются уклониться от выполнения обещаний.

Вечные пессимисты: они всегда предвидят неудачи и любят об этом говорить вслух. Они вообще стараются не говорить ни о чем в утвердительной форме.

Нерешительные: они боятся принять решение из-за страха ошибки и потому откладывают его до самого последнего момента.

Ложные альтруисты: казалось бы, они делают вам или другому человеку добро, но в душе сожалеют об этом и время от времени выражают недовольство и требуют компенсации за свой альтруизм.

Как правильно общаться с такими людьми в следущей статье.

По материалам книг Р.М. Бренсона «Общение с трудными людьми», Д.Г. Скотта «Способы разрешения конфликтов», ВИС, 1994

Продолжение следует…

Иван Сергеевич
Оцените автора
Современный этикет
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.